История украшения оконного проема в старину

21.11.2023

История развития в оформлении оконного проема как снаружи, так и внутри дома неотрывно следует за преобразованием конструкции самих окон, технологией их производства и используемых для этого материалов. Если несколько сотен лет назад окна были намного меньше по размеру, чем современные, и поступление дневного света в помещение было затруднено за счет малой прозрачности вставок и большого количества их обрамления, то это вынуждало хозяев ничего дополнительно не навешивать внутри помещения, чтобы не уменьшить его освещение.

Какими были первые окна?

Первые окна были далеко не из стекла, они затягивались шкурой животных или тканью, бычьим пузырем или тонкой телячьей кожей. В некоторых избах распространены были окна из слюды (слюдяные окна) – это полупрозрачный материал, который частично пропускал дневной свет. У него было много преимуществ: слоистая слюда могла быть очень тонкой, и при этом препятствовала потере тепла из жилища. Как только она становилась мутной снаружи дома, можно было отслоить внешний слой и вновь сделать вставку в оконную раму прозрачной. Так как слюда – натуральный силикатный минерал, состоящий из кристаллов, которые как бы наслаиваясь друг на друга могут расщепляться на отдельные пластинки.  Снаружи не было видно, что происходит в доме в то время, как изнутри улица была видна неплохо. Так как слюдяные окна были поделены на части рамой из дерева или другого материала (рамы с узорами-паутинками), то каждую из частей можно было заменить, при надобности, не меняя «остекление» всего окна. Добывалась слюда на территории Западной Сибири, Карелии и на Урале.

1671612461_idei-club-p-slyudyanie-okna-dizain-vkontakte-13.jpg

Со стороны улицы окна из вышеописанных материалов могли закрываться ставнями или волоком (от слова волочь, волочить) - открывались по принципу горизонтальной         задвижки с ручкой и были из доски или бревна небольшого размера, имели оконные вставки (соврем. откосы); в барских домах дополнительно украшались коврами или валяной тканью, расшитой узорами.

С развитием инструментов деревообработки окна украшали больше снаружи, чем изнутри (ставни, изразцы, художественное оформление элементами деревянного зодчества), а с развитием ткацкого производства, в жилых комнатах. Над окнами начали навешивать сначала рушники, а потом и коротенькие занавеси, на одну треть или вполовину оконного проема.

Прородителями окон считаются небольшие отверстия в стенах под потолком (ориентировочно 30х18 см) или дымоходы, они использовались не только для естественного освещения, но прежде всего, как воздуховоды, которые обеспечивали выход продуктов сгорания, печей «по-черному», свечей, лучин и т.д. Те же функции выполняли и волоковые окна (высота = толщине бревна, а ширина около 50 см).

Первые окна с остеклением были «Косящатые» или «красные окна» - проем делился на части, так как больших кусков стекла не было. Общепринятого размера окон тогда не существовало, параметры менялись как от села к селу, так и зависели от материального благополучия хозяев. Если рассматривать отдельно крестьянские и барские дома, то особенно значительные различия можно наблюдать по высоте окна, тогда как ширина и там и там отличалась незначительно.

Стекольчатые окна – появились во времена Петра Первого, который перенимал европейский опыт, с его подачи окна приобрели большие размеры и наиболее приближенную к знакомой нам конструкцию и форму. Первый стекольный завод был построен в России в 1635 году недалеко от Москвы, но несмотря на это, жившие в близких к заводу жители городов и сёл не имели возможности использовать в своих домах стекло для окон, так как это было очень дорого. Довольно продолжительное время до начала XIX века стеклянные окна устанавливались преимущественно во дворцах и усадьбах.

Оформление оконного проема снаружи и внутри жилого дома

С учетом истории развития конструкции окна роль первых штор выполняли ставни, которые выполняли функцию защиты от проникновения в жилище жары летом и холода зимой, от чужих глаз, от потери тепла, в целях безопасности и т.д. Изначально на первом месте шла их функциональность, однако с развитием деревянного зодчества уделялось внимание и декоративным свойствам.

russkaya_izba-450x300.jpg

Украшались изразцами как сами ставни, так и очелье, подзор, филенка и сандрик. С течением времени необходимость в ставнях стала отпадать, так как конструкция окна усовершенствовалась, а также появились шторы. Но верхние и боковые элементы наружного обрамления окон ещё долго оставались традиционными образцами народного зодчества.

522146.jpeg

Первые шторы появились во дворцах и домах богатых людей во времена Петра Первого. Изготавливали их из дорогих материалов различной плотности и текстуры, расшивали золотом, кружевом, тесьмой. Отдельное внимание уделяли драпировке.

В избах чаще всего украшались вышитыми или кружевными небольшими шторками только окна по обе стороны от «Красного угла» в горнице или гостевой комнате, они натягивались или продевались сквозь плотную плетеную нить, которая крепилась над окном и по центру на небольшие зацепы и назывались накрючниками.

Поверх окон навешивались вышитые белые рушники с орнаментом и традиционной символикой. Такое же убранство характерно было для икон и образов.

Russian-Izba-05.jpg

С развитием текстильного производства постепенно рушники заменили занавесками, на которых в том числе выполнялась та же вышивка, с природными мотивами или орнаментами. Часто в избе могли украшать окна только к церковным праздникам или во время обрядов, свадеб, крестин.

Дальнейшее развитие текстильной промышленности позволило разнообразить оконное оформление в части применяемых тканей, цветов и драпировок. В обиход оформления окон усадеб и дворянских домов стали входить двойные или тройные шторы на одно- или многорядном карнизе.

Первым слоем всегда служила тонкая полупрозрачная или кружевная штора светлого оттенка. Вторым слоем – плотная ночная штора, которая днем подвязывалась на шелковые шнуры или тесьму. Третьим слоем служил ламбрекен – короткая штора над окном, которая служила декоративной частью всей композиции. Ламбрекен зачастую украшался рюшами и бахромой.

370_content.jpg

В настоящее время также встречается украшение окон «под старину», особенно если стиль помещения способствует и органично сочетается с таким оформлением. Часто можно встретить как маленькие шторки с кружевами и вышивкой на мини-карнизах, на кухне или веранде в частном доме из сруба, так и многослойные драпировки с ламбрекенами на многорядных металлических карнизах на окнах в гостиной оформленной в стиле современной классики (неоклассицизма, модерна) или эклектики (различных форм сочетания стилей прошлого и настоящего).

klassicheskiy_myagkiy_lambreken_.jpg


Возврат к списку